Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 93. Земли обороны и безопасности

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 93. Земли обороны и безопасности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ в пункт 1 статьи 93 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в подпункт 3 пункта 2 статьи 93 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

3. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

4. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ в пункт 5 статьи 93 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2010 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ статья 93 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 апреля 2010 г.

5.1. Допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 настоящей статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

6. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 425-ФЗ пункт 7 статьи 93 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

<Статья 92 | Статья 93 | Статья 94>

Научно-практический комментарий:

1. Согласно ст. 27 ЗК РФ практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте в зависимости от статуса объектов, расположенных на этих землях. Кроме того, правовой режим данных земель определяется нормами специального законодательства об обороне и безопасности.
2. Согласно Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <1> под обороной понимается система по-литических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооружен-ная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Земли, леса, воды и другие природ-ные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Правовой режим земель обороны тесно соприкасается с правовым режимом земель закрытых административно-территориальных образований. Особенности правового режима таких земель установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1992. N 190.

В соответствии с указанным Законом одной из особенностей закрытого административно-территориального образования является то, что такое образование, имея на своей территории местное самоуправление, по отдельным вопросам находится в ведении федеральных органов государственной власти, в том числе по вопросам выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами промышленных предприятий по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военными и иными объектами, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бес-срочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.
3. Правовой режим земель Государственной границы РФ урегулирован рядом нормативных правовых актов, прежде всего Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. N 84.

Указанным Законом установлено, в частности, что в интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и, при необходимости, по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством РФ земельных участках; находиться на любых участ-ках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов.
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица предоставляют в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей природной среды.

Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ