Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 9 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ пункт 1 статьи 9 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 3.1, вступающим в силу с 1 августа 2011 г.

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

<Статья 8 | Статья 9 | Статья 10>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с п. п. "в", "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования (в том числе землепользования), а также земельное законодательство относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Комментируемая статья к числу полномочий Российской Федерации относит установление основ федеральной поли-тики в области регулирования земельных отношений. При этом установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации согласно п. "е" ст. 71 Конституции РФ признаются предметом исключительного ведения Российской Федерации. Правительство РФ как федеральный орган, возглавляющий систему исполнительной власти, в соответствии со ст. ст. 13, 14 и 18 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, а также обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Полномочия Правительства РФ по формированию и обеспечению реализации федеральных целевых программ использования и охраны земель закреплены положениями комментируемой статьи. Среди федеральных целевых программ, закрепляющих основы федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений, следует выделить:
Федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного ка-дастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", утв. Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. N 745 <1> и подпрограмму данной Программы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 го-ды)", утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4265.

Федеральную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного на-значения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года", утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99 <1>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1101.

Федеральную целевую программу "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 <1> и ряд иных.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3379.

Реализация закрепленных комментируемой статьей полномочий по установлению ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков основывается на положениях как земельного, так и гражданского законодательства. Так, ч. 3 ст. 129 ГК РФ закрепляет общее правило, регулирующее вопросы оборотоспособности земли и других природных ресурсов, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. При этом общие ограничения оборотоспособности земельных участков установлены положениями ст. 27 комментируемого Кодекса; специальные - рядом иных Федеральных законов (Водным, Лесным кодексами РФ и прочими законодательными актами).
К числу полномочий Российской Федерации в области земельных отношений также относятся государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. Законодательные основы осуществления указанных полномочий закреплены положениями гл. XI комментируемого Кодекса (см. комментарий к соответствующим статьям).
Следует отметить, что от имени Российской Федерации полномочия в области земельных отношений осуществляют федеральные органы исполнительной власти - Правительство Российской Федерации и иные органы, действующая система и структура которых неоднократно претерпевала изменения и утверждена в настоящее время Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <1> (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" <2>) и от 24 сен-тября 2007 г. N 1274 <3>, Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных орга-нов исполнительной власти" <4>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
<2> СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
<3> СЗ РФ. 2007. N 40. Ст. 4717.
<4> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время полномочия в сфере регулиро-вания земельных отношений, следует отнести образованную Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 <1> Феде-ральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящуюся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Росреестр в соответствии с положениями данного Указа Президента РФ является правопреемником упраздненных Федерального агентства по геодезии и картографии (Роскартографии) и Феде-рального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости). Федеральной службе переданы функции упразд-ненных Федеральных агентств.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

Институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд был введен в земельное законодатель-ство с принятием Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" <1> (подробнее о порядке резервирования см. комментарий к ст. 70.1 ЗК РФ).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455.

Комментируемой статьей установление порядка резервирования земель и изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, а также резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации отнесены к полномочиям Российской Федерации. В данном слу-чае федеральные органы исполнительной власти, выступая от лица собственника земель, находящихся в федеральной собственности, уполномочены устанавливать ограничения их оборотоспособности путем резервирования их для нужд Российской Федерации.
Следует отметить, что перечень полномочий, закрепленных за Российской Федерацией комментируемой статьей, не является исчерпывающим. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти могут быть отнесены и иные пол-номочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. Согласно п. "д" ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. При этом в соответствии с положениями комментируемой ста-тьи Российской Федерации принадлежит исключительное право управления и распоряжения земельными участками, нахо-дящимися в федеральной собственности. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику имущества при-надлежат правомочия владения, пользования и распоряжения им. Распоряжение имуществом, т.е. возможность определения его юридической судьбы, - неотъемлемое правомочие собственника, отличающее его от лиц, способных обладать имущест-вом на ином вещном или обязательственном праве. Между тем, помимо правомочия по распоряжению земельными участка-ми, находящимися в федеральной собственности, рассматриваемый п. 2 комментируемой статьи закрепил за Российской Федерацией право управления ими. Несмотря на то что управление не предусматривается Гражданским кодексом РФ в качестве правомочий собственника, его следует считать сопутствующим правом, принадлежащим только собственнику имущества. Идеи о расширении содержания права собственности на имущество, и в частности землю как объект права собственности выдвигались учеными-юристами еще в период становления и развития советского земельного права. Так, еще А.В. Павлов утверждал, что государству как собственнику земель принадлежит также четвертое правомочие - правомочие управления <1>. Г.А. Аксененок, подтверждая данное суждение, отмечал, что в праве государственной собственности на землю в СССР следует выделять четыре элемента: владение, распоряжение, управление и пользование <2>. Проф. Е.А. Суханов, в свою очередь, опровергает теоретические попытки дополнить "триаду" правомочий собственника (владение-пользование-распоряжение) другими правомочиями, например правомочием управления. По его мнению, при более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности <3>.
--------------------------------
<1> См.: Павлов А.В. Конспект курса земельно-колхозного права. М., 1938. С. 23.
<2> См.: Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950. С. 196.
<3> См.: Суханов Е.А. Гражданское право: Учеб. В 2 т. Т. I. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Как отмечает проф. И.А. Иконицкая, после разграничения государственной собственности возникнет проблема опре-деления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральной земельной собственностью <1>.
--------------------------------
<1> См.: Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю // Жур-нал российского права. 2006. N 12.

В настоящее время полномочиями по управлению земельными участками, находящимися в федеральной собственно-сти, наделено находящееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральное агентст-во по управлению государственным имуществом (Росимущество). В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 <1>, Роси-мущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и зе-мельных отношений. В частности, Федеральное агентство осуществляет в указанной сфере следующие полномочия:
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законода-тельством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Феде-рации предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков:
а) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Минэконом-развития России для внесения в Правительство РФ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях кон-курса;
б) определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной пла-ты, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
г) выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации;
д) заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;
осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и за-конных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае:
а) предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его терри-ториальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;
б) предоставления органу государственной власти РФ (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собст-венности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;
в) прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки;
г) предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых посту-пают в федеральный бюджет;
принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при пре-доставлении земельного участка федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному учрежде-нию и федеральному государственному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению субъекта РФ и государственному унитарному предприятию субъекта РФ;
принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого иму-щества, находящихся в федеральной собственности, и ряд иных полномочий.


Нормы комментируемой статьи в настоящее время, после введения в действие Федерального закона "Об обороте зе-мель сельскохозяйственного назначения", имеют значение для определения в спорных ситуациях, какие нормы действовали на момент возникновения тех или иных отношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения.
В основном действующие в настоящее время в субъектах РФ законы, регулирующие отношения по поводу земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, приняты уже после указанного Федерального закона и с уче-том его норм, а также норм ЗК РФ.
Однако и до принятия нового Земельного кодекса в отдельных субъектах Федерации имелись законодательные акты, регулировавшие в том числе отдельные вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Так, Законом Красно-дарского края от 8 августа 1995 г. N 13-КЗ "О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае" решался ряд таких вопросов, в частности был регламентирован порядок осуществления сделок с земельными долями (паями), например в соответствии со ст. 10 данного Закона выдел в натуре земельных долей (паев) мог производиться только в период с 1 августа по 1 октября каждого текущего года. Этот Закон утратил силу со дня официального опубликования Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" <1>, за исключением ст. ст. 10, 11, 15, 17, которые в соответствии со ст. 43 последнего из названных Законов действовали до 28 января 2003 г., т.е. до момента введения в действие Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
--------------------------------
<1> Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2002. N 40(1).

На сайте также ищут:
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
Статья 89. Земли энергетики