Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

<Статья 73 | Статья 74 | Статья 75>

Научно-практический комментарий:

1. Юридическая ответственность граждан и организаций за земельные правонарушения не может возникнуть произ-вольно, так как условия ее применения строго определены законом. Ответственность наступает вследствие того, что тот или иной участник экологических отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся земельными правона-рушениями.
Содержание юридической ответственности, ее цели и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это нака-зание (кара) за совершенное земельное правонарушение, с другой - лишь угроза его применения. В последнем случае она предупреждает пользователей земли от совершения неправомерных действия, что имеет большое воспитательное, профи-лактическое (превентивное) значение. В материальной своей форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.
Например, пользователи (собственники) земельных участков, занимающиеся садоводством, часто загрязняют распо-ложенные вблизи массивы земель и лесов бытовыми отбросами и отходами, за что должны нести административную ответ-ственность в виде штрафа. Но это, однако, не освобождает их от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, ко-гда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель и других природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание (например, в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции)). Таким образом предупреждается совершение земельного правонарушения.
От предупреждения следует отличать пресечение земельного правонарушения, когда оно (правонарушение) в стадии совершения, но пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов земельного контроля. При более серьезных земельных правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности. Например, в тех случаях, когда выявлены факты виновного массированного загрязнения окружающей среды, повлекшего за собой крупный материальный ущерб или вред здоровью людей.
По общему правилу юридическая ответственность за нарушение закона, в том числе земельного законодательства, может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения. Что это означает?
В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в не-благоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и по-вреждение лесов и т.д.; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент соста-ва); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).
При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земли или загрязнение водоемов, сколько бы значительны они ни были, произошли вследствие стихийных явлений (наводнение, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то не-возможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии окружающей среды должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.
Безвинная ответственность может быть лишь в случае, если вред причинен источником повышенной опасности, на-пример вследствие прорыва дамбы накопителя отходов после ливневых дождей (дамба, как и любое другое гидротехниче-ское сооружение, является источником повышенной опасности). Возмещение вреда при таких обстоятельствах наступает по ст. 1079 ГК РФ.
Как известно, законодательство РФ предусматривает ряд форм (видов) юридической ответственности, которые дейст-вуют и в области земельных правонарушений. Это - дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность.
Необходимо четко различать названные формы (виды) ответственности, так как каждая из них наступает путем при-менения норм различных отраслей законодательства - соответственно трудового, административного, уголовного, граждан-ского.
2. Уголовная ответственность за земельные правонарушения возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные на-казания, так как эти вопросы отнесены п. "о" ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельно-го законодательства (преступление) предусмотрена ответственность в УК РФ.
УК РФ содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям (преступлениям).
На первое место УК РФ ставит такие преступления, которые могут привести к серьезным авариям, разрушениям, за-грязнениям окружающей среды, эпидемиям, эпизоотиям и другим вредным для здоровья людей и окружающей среды по-следствиям.
Нарушение правил проектирования строительства. Речь идет, как установлено в ст. 246 УК РФ, о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации про-мышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель живот-ных либо иные тяжкие последствия.
Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Они характеризуются рядом нормативных пра-вовых актов, например Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 15 февраля 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и др.
Под производством работ понимаются процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объекта и иные этапы. Проектирование заключается в составлении проекта объекта, влекущего за собой определенные пра-вовые последствия. Под размещением объектов понимается деятельность по определению их места расположения. Строи-тельство объектов предполагает их сооружение, реконструкцию и т.п.
Ввод в эксплуатацию - процедура сдачи объекта и его приемки, введение в действие. Эксплуатация объекта предполагает его использование по прямому назначению. Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение, превышение установленных нормативов доз облучения. Причинение вреда здоровью различают как причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека.
Под тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деграда-цию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и нормальному хозяйст-венному использованию.
Нарушение правил безопасности.