Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 статьи 69

5. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5 статьи 69

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

<Статья 68 | Статья 69 | Статья 70>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья содержит общие нормы, касающиеся организации и порядка проведения землеустройства. Субъектами инициативы проведения землеустройства Кодекс называет уполномоченные исполнительные органы государственной власти, местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, а также землеустроительные работы могут быть начаты по решению суда.
Соответственно основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведе-нии землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения (ст. 4 Федерального закона "О землеустройстве").
2. Кодекс установил, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоя-щим Кодексом, федеральными законами. Соответственно случаи обязательного землеустройства можно устанавливать только на федеральном уровне.
Федеральный закон "О землеустройстве" содержит исчерпывающий перечень случаев проведения землеустройства. Такими случаями являются:
1) изменение границ объектов землеустройства;
2) предоставление и изъятие земельных участков;
3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, за-болачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радио-активными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите зе-мель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Землеустроительные работы могут включать следующие действия:
1) изучение состояния земель;
2) геодезические и картографические работы;
3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
4) оценку качества земель;
5) инвентаризацию земель;
6) территориальное землеустройство;
7) планирование и организацию рационального использования земель и их охраны;
8) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
9) межевание объектов землеустройства;
10) внутрихозяйственное землеустройство.
Представляется важным рассмотреть землеустроительную процедуру, т.е. порядок осуществления землеустроитель-ных работ. Можно выделить следующие этапы землеустроительных работ:
возбуждение землеустроительного дела, подготовка землеустроительной документации (подготовительные работы);
составление проекта, предъявление его участникам землеустройства и т.д.;
утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление межевых знаков, оценка качества земель и т.д.);
оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации <1>.
--------------------------------
<1> Волков С.Н. Указ. соч. С. 348.

Землеустроительное дело включает землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы (заявления, протоколы, справки и т.д.). Землеустроительное дело формируется, выдается заказчикам и хранится в архивах органов по государственному управлению земельными ресурсами. Приказ Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" (зарег. в Минюсте России 12 декабря 2006 г.) обязал Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (в настоящее время - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы и их территориальные отделы предоставлять услугу по хранению землеустроительной документации.
3. Кодекс установил презумпцию открытости сведений о землеустройстве, за исключением сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Вопрос о государственной тайне урегулирован в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", а также Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". Помимо сведений, которые относятся к государственной тайне, вышеуказанным Законом РФ устанавливаются све-дения, которые не могут составлять предмет государственной тайны. К ним относятся сведения: о чрезвычайных происше-ствиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Под сведениями, относящимися к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков, следует понимать любые сведения личного характера об указанных участниках зе-мельных отношений, являющихся физическими лицами.
4. Землеустроители обязаны не позднее чем за семь календарных дней до начала землеустроительных работ письмен-но известить об их предполагаемом проведении тех лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть затронуты при их проведении. Если при проведении землеустроительных работ были допущены действия, которые, по мнению заинте-ресованных лиц, ущемляют их права и законные интересы, то указанные лица вправе обжаловать такие действия.
Прежде всего речь идет о судебном порядке обжалования действий, нарушающих права граждан. Гражданским и ар-битражным процессуальным законодательством устанавливается перечень заинтересованных лиц и порядок рассмотрения указанных дел.
5. Основания и порядок изъятия устанавливаются комментируемым Кодексом. При этом на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков налагается обязанность обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.
6. Землеустроительные работы осуществляются без специальных разрешений (лицензий). Это подтверждается и Фе-деральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в статье 17 которо-го устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Введе-ние лицензирования иных помимо указанных в ст. 17 данного Федерального закона видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный этой статьей перечень лицензируемых видов деятельности.
7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, что порядок проведения землеустройства устанавливается феде-ральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Как уже было отмечено, на феде-ральном уровне таким законом является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". Некоторые вопросы, касающиеся землеустройства, содержатся и в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государствен-ном кадастре недвижимости".