Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 67. Государственный мониторинг земель

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в пункт 1 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 4 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<Статья 66 | Статья 67 | Статья 68>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" мониторинг земель является направлением (элементом) экологического мониторинга. Тем не менее регулированию государственного монито-ринга земель посвящено Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, которым утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.
2. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению го-сударственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и му-ниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на три уровня: федеральный, регио-нальный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Мониторинг включает следующие действия:
а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использова-ния;
в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
3. Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадаст-ра и картографии (Росреестр) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и мест-ными программами. К сожалению, в настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В этой связи важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области монито-ринга земель лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправле-ния.
Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами ис-полнительной власти.
Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств ма-лой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
Росреестр, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизирован-ной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными система-ми органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения монито-ринга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате прове-дения землеустройства.
Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекоменда-ций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного само-управления.
Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Рос-реестром. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (нацио-нального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.
Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.
Помимо Земельного кодекса РФ проведение мониторинга земель предусматривается Федеральным законом от 16 ию-ля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе-ния", которым мониторинг земель сельскохозяйственного назначения признается составной частью государственного мони-торинга земель (ст. 16).
Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" среди основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в об-ласти мелиорации земель названы организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель. В соответствии со ст. 21 указанного Закона государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государст-венного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.

На сайте также ищут:
Статья 38. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)
Статья 68. Землеустройство
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов