Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ пункт 2 статьи 61 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции


2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

<Статья 60 | Статья 61 | Статья 62>

Научно-практический комментарий:

1. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (ст. ст. 12, 13 ГК РФ). Указанные положения гражданского законодательства и правила п. 1 комментируемой статьи основываются на ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок осуществления этого права гражданами и юридическими лицами установлен соответственно в ГПК и АПК РФ.
Требование о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным может быть предъявлено всегда, а нормативного - только в случаях, предусмотренных законом.
Основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта, а в случаях, преду-смотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требо-ванием.
Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло перечисленные последствия.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоста-вить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материа-лах (ст. 2).
Таким образом, в суд могут быть обжалованы как акты в широком смысле (действия и правовые акты), так и бездейст-вие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, если заявитель полагает, что соответствующий акт или бездействие не соответствует требованиям закона и нарушает права и охраняемые законом инте-ресы гражданина или юридического лица в области земельных отношений.
В зависимости от подведомственности дела признание недействительными неправомерных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления производится судом общей юрисдикции или арбитражным судом (о подведомственности гражданских дел судам и арбитражным судам см. комментарий к ст. 64 Кодекса).
В судах общей юрисдикции производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов пол-ностью или в части осуществляется по правилам гл. 24, а по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) орга-нов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - по правилам гл. 25 ГПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с гл. 23, а не-нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправле-ния, иных органов, должностных лиц - в соответствии с гл. 24 АПК РФ.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде общей юрисдикции решение, действие (бездействие) органа государ-ственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ). Оспорены могут быть коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Предметом обжалования в арбитражном суде могут быть ненормативные акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) этих и иных органов, а также должно-стных лиц, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Оспаривание указанных ненормативных актов, решений и действий возможно, если они нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Этот способ защиты прав на землю отвечает соответствующему способу, предусмотренному ст. 12 ГК РФ. Вместе с тем в ЗК РФ более детально закреплены случаи и условия признания судом недействительными правовых актов исполни-тельного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Здесь учтена сложившаяся судебная практика.
Важное значение для применения в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов комментируе-мой статьи имеют п. п. 6, 8 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сохранившие силу для применения норм новых процессуальных кодексов, п. п. 7 - 14 Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации" и п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
2. В соответствии со ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит вос-становлению или защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. Один из таких способов - возмещение убытков. Положения п. 2 ст. 61 Кодекса основаны на ст. 53 Конституции РФ, закрепившей за гражданами право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государства и их должностных лиц.
Субъектами имущественной ответственности за убытки, причиненные незаконными действиями государственных и муниципальных органов, выступают не сами эти органы, а соответственно государство, государственные образования и муниципальные образования. Вред возмещается за счет соответствующей казны - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Состав государственной казны определяется в п. 4 ст. 214 ГК РФ, а муниципальной - в п. 3 ст. 215 ГК РФ.
В тех случаях, когда возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государст-венной власти либо их должностных лиц, осуществляется за счет казны Российской Федерации на основании судебных ак-тов, исполнение таких актов возложено на Минфин России.
Ответственность должностных лиц не зависит от того, кому причинен вред - гражданину или юридическому лицу. Правда, граждане могут требовать за причинение вреда в сфере властно-административных отношений и компенсации мо-рального вреда.
Возмещение убытков - это один из основополагающих принципов гражданского законодательства, в соответствии с которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ).
Требования о возмещении убытков, причиненных государственным органом или органом местного самоуправления, являются гражданско-правовыми, хотя их основанием служат действия (бездействие) в сфере управления. В связи с этим при определении состава убытков, условий привлечения к ответственности, сроков исковой давности применяются ст. ст. 15, 1069, 1071 и иные статьи ГК РФ.
Убытки подлежат возмещению при наличии вины и доказанности их размера, причинной связи между убытками и не-законными действиями (бездействием) в сфере управления, в том числе незаконными актами причинителя вреда. Граждане могут одновременно с требованием о возмещении убытков предъявлять требования о компенсации морального вреда или использовать иные средства защиты гражданских прав, а юридические лица - требования о защите деловой репутации.