Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 6. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2 статьи 6

<Статья 5 | Статья 6 | Статья 7>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья основывается на двойственном подходе к земельным участкам. Во-первых, земельный уча-сток является природным объектом, охраняемым в качестве важнейшей составной части природы, природным ресурсом, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйст-венной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю. Следовательно, как объект земельных отношений земля выступает в этих двух качествах: в первом случае это земля как природный объект и природный ресурс, и в этом качестве она выступает объектом регулирования, например, гл. II Кодекса (при этом используется также термин "земли"); во втором случае это земля как имущество и объект прав, и в этом качестве она выступает в виде конкретных земельных участков и частей земельных уча-стков.
Земельный участок - ключевое понятие земельного законодательства. Именно земельный участок является универ-сальным объектом прав с точки зрения государственной регистрации. Определение земельного участка содержится в зако-нодательстве о кадастре объектов недвижимости.
Часть земельного участка не является ни объектом прав, ни природным объектом. Без выделения в качестве самостоя-тельного земельного участка часть земельного участка не может быть самостоятельным объектом имущественных прав и сделок. В ЗК РФ часть земельного участка как объект земельных отношений упоминается только в ст. 35 в контексте части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.


Необходимо отметить, что земельное законодательство в последние годы достаточно активно обновляется, и к на-стоящему времени осталось лишь несколько действующих указов Президента РФ в области земельных отношений, приня-тых до нового Земельного кодекса, и все они содержат только статьи об отмене предыдущих нормативных актов. Из приня-тых до октября 2001 г. и действующих постановлений Правительства РФ можно назвать Постановления от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли", от 26 сентября 1997 г. N 1223 (ред. от 21 августа 2000 г.) "Об ут-верждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах" <1> и др. К ним применима норма настоящей статьи.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4592.

При рассмотрении судебных дел по земельным спорам следует всегда выяснять, какой нормативный акт действовал на момент возникновения спора и насколько он применим с учетом действующего Земельного кодекса. Примером может служить следующее дело <1>.
--------------------------------
<1> См.: Валуйский А. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связан-ных с приватизацией земли (август 2004 г. - август 2005 г., ч. ч. 1, 2). П. 23. Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс".

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом муниципального образования об устранении разногласий в договоре купли-продажи земельного участка в час-ти установления выкупной цены, а также об обязании комитета заключить договор в редакции покупателя.
ООО является собственником производственной базы, для пользования которой постановлением главы администра-ции был передан обществу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок. На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ ис-ключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют гра-ждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами. ООО таким правом воспользовалось и обратилось в администрацию муниципального образо-вания с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.
ООО обратилось с заявлением о приватизации земельного участка 17 декабря 2002 г. В момент обращения действова-ла ставка земельного налога, к которой применялся коэффициент 2 по отношению к ставке налога, действовавшей в предше-ствующем 2001 г. (этот коэффициент был введен Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ста-вок земельного налога"). Однако с 1 января 2002 г. действовали уже иные ставки земельного налога, которые были увеличе-ны в 1,8 раза по отношению к ставкам земельного налога, действовавшим в 2002 г. (ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и неко-торые другие акты законодательства Российской Федерации"). Таким образом, для истца было важно, чтобы при расчетах применялась та ставка налога, которая действовала на момент подачи заявления о приватизации земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ к заявлению прикладывается кадастровая карта (план) земельного участка, подлежащего приватизации. В отсутствие кадастровой карты заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением об изготовлении дежурной кадастровой карты (плана), которая должна быть изготовлена в месячный срок (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Кроме того, согласно п. 2 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собствен-ности, до разграничения государственной собственности на землю, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576, юридические лица при предоставлении им земельных участков представляют помимо документов, предусмот-ренных Земельным кодексом РФ, документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, а также (при нахождении на участке зданий, строений или сооружений) документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них.
Таким образом в соответствии с действовавшим на дату подачи заявки на приватизацию законодательством истец должен был представить вместе с заявкой (заявлением) достаточно обширный перечень документов, подтверждающих его юридический статус, а также права на здания и сооружения, расположенные на земельном участке.
Истцом к заявлению о приватизации земельного участка кадастровая карта (план) не была приложена. А поскольку, согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, а также учитывая положения п. 5 ст. 36 ЗК РФ (требующего прикладывать к заявлению кадастровую кар-ту), суд пришел к выводу, что заявку на приватизацию земельного участка следует считать поступившей с момента пред-ставления полного комплекта необходимых документов. Документы о регистрации юридического лица, документы, под-тверждающие право собственности на объекты недвижимости, и кадастровая карта (план) были представлены в орган мест-ного самоуправления только 28 мая 2003 г. Решение о продаже участка было принято администрацией в этот же день. Соот-ветственно, суд пришел к выводу, что должна применяться ставка земельного налога, действовавшая в 2003 г. (с коэффици-ентом 1,8 по отношению к ставке налога, действовавшей в 2002 г.).
Однако вывод судебных инстанций о том, что датой подачи заявления о приватизации земельного участка является день подачи всего требуемого законодательством комплекта документов, не следует из тех правовых норм, которые подле-жат применению к спорным правоотношениям. Более того, в указанный период действовал правовой акт, согласно кото-рому суд должен был поступить противоположным образом. Речь идет об Указе Президента РФ от 11 мая 1995 г. N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации". Согласно п. 7 данного Указа при определении выкупной цены земельного участка следовало принимать в расчет ставку земельного налога, действовавшую на дату подачи продавцу земельного участка заявки на его выкуп.
Данная норма действовала в момент подачи истцом заявки на приватизацию земли, поскольку Указ Президента РФ N 478 был отменен лишь 26 марта 2003 г. Указом Президента РФ N 370.
Вывод о том, что п. 7 Указа Президента РФ N 478 должен признаваться действующим, основан на следующем. Со-гласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ применяются в части, не противоречащей Земельному ко-дексу РФ. Поскольку Земельным кодексом РФ не установлено, на какую именно дату должна рассчитываться стоимость подлежащих приватизации земельных участков, следует исходить из того, что п. 7 Указа Президента РФ N 478 не противо-речит Земельному кодексу и, следовательно, подлежит применению. Действовавшим в декабре 2002 г. законодательством не было также установлено никаких специальных правил, которые позволяли бы сделать вывод о том, что днем подачи заявле-ния о приватизации земли должен считаться день представления в соответствующий государственный (муниципальный) орган последнего из недостающих документов. С учетом данных обстоятельств представляется более обоснованной позиция истца (а не судебных органов), который настаивал на том, что выкупная стоимость земельного участка должна рассчитываться на дату подачи заявки на приватизацию земельного участка и, соответственно, при расчетах должна применяться ставка земельного налога, действовавшая в 2002 (а не в 2003) году.

На сайте также ищут:
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 25. Основания возникновения прав на землю
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации