Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса и предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

1) указание на допущенное земельное правонарушение;

2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;

3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

5) иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.

7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

<Статья 53 | Статья 54 | Статья 55>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье закреплены порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях ненадлежащего использования земельного участка. Хотя в п. 1 комментируемая статья ссылается на п. 2 ст. 45 ЗК РФ, не все перечисленные в ней основания лишения права на земельный участок относятся к ненадлежащим. Так, прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции происходит при невиновном поведении землевладельца, землепользователя и регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 55, 51).
Как явствует из самого названия комментируемой статьи, в ней речь не идет о порядке лишения права собственности на земельные участки, оно регламентировано гражданским законодательством.
Также в порядке, установленном ГК РФ, происходит прекращение права аренды по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования арендатором земельного участка.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что прекращение права на служебный земельный надел производится в поряд-ке, определенном ст. 47 ЗК РФ.
2. Лишение права на земельный участок в случаях его ненадлежащего использования применяется только при безус-пешности использования иных мер воздействия на нарушителя.
В первую очередь при обнаружении факта ненадлежащего использования земельного участка уполномоченными го-сударственными органами производится наложение административного взыскания в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Кодекс об административных правонарушениях предусматривает несколько видов возможных взысканий в зависимо-сти от тяжести административного проступка, однако в рассматриваемой статье ЗК РФ совершенно однозначно указыва-ется только на один возможный вид взыскания за ненадлежащее использование земельных участков - штраф.
Согласно ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф считается денежным взысканием, выражается в рублях и уста-навливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Штраф может также выражаться в величине, кратной либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара, работы, услуги, на рынке которого совершено административное правонарушение (то и другое к земельным правонарушениям практически неприменимо), либо сумме неуплаченных налогов, сборов и т.п. (применяется, в частности, в случаях систематической неуплаты земельного налога). В любом случае размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
3. Предупреждение о допущенных земельных правонарушениях, направляемое виновному лицу в соответствии с ком-ментируемой статьей, следует отличать от предупреждения как формы административного наказания. В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Исполняется оно путем вручения или направления копии постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.
В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ и предупреждение, и штраф относятся к так называемым основным наказаниям и, следовательно, не могут накладываться одновременно за одно правонарушение. В случае земельного правонарушения пре-дупреждение играет иную роль, поскольку имеет целью не наказание, а устранение допущенного нарушения. Такое преду-преждение обязательно должно содержать указание на конкретный срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено, и возможные последствия неустранения - лишение права на земельный участок. Изъятие земельного участка представляет собой в данном случае уже не административное взыскание, а форму земельно-правовой ответственности и регулируется нормами земельного законодательства.
В соответствии с Положением о государственном земельном контроле <1> право выносить по установленной форме предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом РФ имеют главный госу-дарственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государст-венные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные госу-дарственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители.
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (ред. от 22 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

Приложением к указанному Положению является форма предупреждения о земельном правонарушении. В соответст-вии с ней в данном документе кроме сведений, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, указываются:
фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку соблюдения земельного законодательства;
описание правонарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, где до-пущено земельное правонарушение, наименования законодательных и иных нормативных правовых актов (со ссылкой на статьи и пункты), требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность;
число, месяц, год, номер акта, составленного о правонарушении;
наименование органа, Ф.И.О. должностного лица, принявшего решение о привлечении организации, индивидуального предпринимателя, гражданина к административной ответственности; номер и дата принятия постановления;
адрес, по которому надлежит представить в письменной форме информацию о ходе выполнения предписания об уст-ранении земельного правонарушения;
наименование государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в который бу-дут направлены материалы о принудительном прекращении права на земельный участок или часть в случае невыполнения предписания;
указание на то, что в соответствии со ст. ст. 54 и 76 ЗК РФ прекращение права на земельный участок не освобождает от возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением;
разъяснение о том, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства нарушителю до истечения установленного срока необходимо представить должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении срока устранения нарушения; документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения правонарушения.
Такое предупреждение составляется в трех экземплярах; один из них вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (либо подлежит направлению ему по почте с уведомлением), второй направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, третий экземпляр хранится в органе исполнительной власти, вынесшем это предупреждение.
4 - 6. Если нарушение не устранено в установленный срок, начинается процедура принудительного лишения права на земельный участок.
Как указано в Положении о государственном земельном контроле, для проверки исполнения предписаний об устране-нии ранее выявленных нарушений земельного законодательства должностными лицами, осуществляющими государствен-ный земельный контроль, проводятся внеплановые проверки. Следовательно, по результатам такой проверки составляется акт, и, если нарушение оказалось неустраненным, он в числе других материалов направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который предоставлял данный земельный участок и который наделен правом обращения в суд с иском о его изъятии. Является ли такое обращение правом или обязанностью названного органа? Исходя из формулировки комментируемой статьи, в которой в императивной форме сказано "направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок", можно сделать вывод, что дополнительно принятия указанным органом решения о предъявлении иска об изъятии участка не требуется.
Следует подчеркнуть, что окончательное решение об изъятии земельного участка принимает только суд с учетом всех объективных обстоятельств. Он может принять решение и о продлении срока для устранения допущенных нарушений.
Обе стороны процесса вправе обжаловать неудовлетворяющее их решение суда в сроки и в порядке, которые установлены гражданско-процессуальным законодательством. И только при вступлении решения суда об изъятии земельного участка в законную силу уполномоченный государственный орган на основании этого решения вправе требовать государственной регистрации прекращения права на земельный участок.
7. В соответствии со ст. 76 ЗК РФ юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причи-ненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Это правило действует и в случаях, когда за данное пра-вонарушение было наложено административное взыскание и когда участок при неустранении нарушения был изъят.
Если произошла порча земли, виновный обязан или своими силами привести ее в пригодное для использования со-стояние (исполнение обязанности в натуре), или оплатить стоимость проведения необходимых работ. То же самое относится к случаям причинения вреда другим природным объектам.
Если лицо добровольно не возместило причиненный вред, оно может быть принуждено к этому в судебном порядке. Соответствующий иск может быть предъявлен как собственником земельного участка, так и органом государственного зе-мельного контроля (в том числе и одновременно с иском о лишении права на земельный участок).
Согласно ст. 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. В поня-тие же убытков по гражданскому законодательству включается кроме реального ущерба также и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые лицо (в данном случае - собственник земли) получило бы при обычных условиях граждан-ского оборота, если бы его право не было нарушено. Статьей 62 ЗК РФ также предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Таким образом, даже если лицо не причинило своим действием или бездействием реального ущерба, например не ис-пользовало по назначению предоставленный ему для ведения сельскохозяйственного производства земельный участок и он был по истечении предусмотренного срока изъят, оно может быть принуждено судом к выплате государству как собственнику предоставлявшегося участка суммы, равной доходам, которые оно могло бы получить, если бы в течение этого срока на участке велось сельскохозяйственное производство.

На сайте также ищут:
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
Статья 72. Муниципальный и общественный земельный контроль
Статья 22. Аренда земельных участков