Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 1 статьи 53

<Статья 52 | Статья 53 | Статья 54>

Научно-практический комментарий:

1. Каждое лицо, как физическое, так и юридическое, обладающее земельным участком на любом из предусмотренных законом прав, может от этого права отказаться. При этом те права на землю, которые возникают на основе договора - аренда, безвозмездное срочное пользование, - прекращаются по инициативе арендатора, пользователя до истечения уста-новленного договором срока в случаях и на условиях, установленных законом для данного вида договоров (см. коммента-рий к ст. ст. 46, 47). Что же касается условий и порядка добровольного отказа от права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то впервые в земельном законодательстве они были урегулированы комментируемой статьей ЗК РФ.
2. В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Для прекращения права собственности на земельный участок необходимо только осуществление государственной регистрации прекращения права собственности, никакого решения государственного органа для этого не требуется, и поэтому заявление об отказе от права собственности подается непосредственно в орган государственной регистрации. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, орган государственной регистрации не может отказать собственнику земельного участка, желающему от него отказаться, в регистрации прекращения права собственности.
Гражданский кодекс устанавливает, что при отказе от собственности на имущество права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права собственности на него другим лицом. То есть собственник продолжает нести ответственность за состояние земельного участка, он может быть привлечен к административной ответственности, например, за неиспользование в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, или за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Необходимо заметить, что до внесения Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ изменений в п. 2 коммен-тируемой статьи земельный участок при отказе собственника от этого участка приобретал режим бесхозяйной вещи и, соот-ветственно, право собственности на него прекращалось в установленном гражданским законодательством порядке. Проце-дуры, предусмотренные в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, состоят в следующем. После отказа от них собствен-ника вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущест-во, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня поста-новки земельного участка как бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок, и соответственно, если суд примет такое решение, земельный участок переходит в муниципальную собственность. Если же суд требование отклонит, судьба земельного участка зависит от того, кто возьмет на себя владение и пользование земель-ным участком - это будет либо сам собственник участка, либо другое лицо. Если это другое лицо в течение последующих пятнадцати лет добросовестно, открыто и непрерывно будет осуществлять владение земельным участком как своим собст-венным, он может приобрести этот участок в собственность в силу приобретательской давности.
3 - 4. Земельные участки, используемые на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности. Поэтому распоряжение ими осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При получении заявления от гражда-нина или юридического лица об отказе от права на земельный участок они должны принять соответствующее решение, ко-торое послужит основанием для освобождения данного лица от прав и обязанностей по владению и пользованию участком и государственной регистрации этого факта. В дальнейшем земельный участок может быть предоставлен другим землевла-дельцам, землепользователям или перейти в установленном порядке в категорию земель запаса.
Перечисленные в п. 3 комментируемой статьи юридические лица кроме обязательных для всех лиц документов долж-ны предоставить документ о согласии учредителя на отказ от земельного участка.
Согласно ст. 295 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйст-венного ведения, не вправе распоряжаться без согласия собственника принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Нормы комментируемой статьи как раз пред-ставляют собой такой случай, поскольку устанавливают обязанность согласовать отказ от прав на недвижимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении предприятия.
Что же касается казенных предприятий и учреждений, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то они согласно ст. 296 ГК РФ владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установ-ленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением это-го имущества. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК РФ).
Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закреп-ленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижи-мым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества; остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 298 ГК РФ).
5 - 6. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права (в частности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты) на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре орга-нами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущест-во, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие этого Федерального закона; права же на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юриди-чески действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Поэтому среди существующих ныне прав на земельные участки значительная часть - права, возникшие до 1998 г., не зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, и соответственно в отношении их не требуется внесения записи о прекращении права. Однако в этом случае принявший решение об утверждении отказа от земельного участка ор-ган должен выполнить некоторые обязанности, которые в отношении зарегистрированных участков лежат на органах госрегистрации. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <2> в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый учет в связи с изменением данных сведений осуществляется в том числе на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<2> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

В свою очередь органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию о земельных уча-стках и правах на них в налоговые органы. Поскольку в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками зе-мельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то сведения о прекращении этих прав сообщаются налоговым органам.
Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения, при отказе от них, также будет разным в зависимости от того, зарегистрирован ли он в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если да, то такое право прекращается после регистрации этого прекра-щения в указанном реестре; если нет, то оно прекращается с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения, о котором идет речь в комментируемой статье.

На сайте также ищут:
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков