Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 3 статьи 14 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

См. комментарии к статье 14 ЗК РФ

<Статья 13 | Статья 14 | Статья 15>

Научно-практический комментарий:

Значительный вред состоянию земель и почв причиняет загрязнение химическими и иными веществами, а также бо-лезнетворными микробами и гельминтами. Они наносят вред не только землям, но и всей окружающей природе. В целях охраны земель от вредных загрязнений принят Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510.

Пестициды - группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохозяйственной продукции, для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и подсушивания растений.
Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, ре-гулирования плодородия почв и подкормки животных.
Особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания (далее - окружающая среда), являются: высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуля-ции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения.
Закон требует прежде всего от владельцев земельных участков следить и не допускать нежелательных концентраций в почве вредных веществ (пестицидов, удобрений). Некоторые из названных веществ вообще запрещается использовать. Поэтому утверждены списки веществ, которые применять запрещено. Если они применяются, это серьезные правонаруше-ния, за которые следует строгая юридическая ответственность вплоть до уголовной. Что касается разрешенных к примене-нию веществ, то здесь необходимо соблюдать правила и нормы, порядок транспортировки, хранения и использования, сроки, дозировку. При соблюдении всех условий и осторожном обращении с пестицидами и ядохимикатами можно избежать причинения вреда почве. Он может быть минимальным и устраняется естественными процессами в окружающей природной среде. Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются соответствующими заинтересованными органами, в данном случае Минсельхозом России по согласованию и с утверждением Минздрава России и органов охраны окружающей среды Минприроды России.
К другим вредным загрязнителям земель и почв относятся болезнетворные микробы и гельминты, опасные как для че-ловека, так и для животных. В случае их обнаружения в почве санитарные органы должны проводить специальные меро-приятия по их обезвреживанию.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Минздрава России утвержде-ны Санитарные правила и нормы (СанПиН 1.2.1077-01) от 8 ноября 2001 г. N 34 (зарег. Минюстом России 10 января 2002 г.), которыми установлены гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов.
Названные выше Санитарные правила устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды.
Санитарные правила распространяются на все производственные объекты, процессы и оборудование, связанные с хранением, транспортировкой и применением пестицидов и агрохимикатов, и являются обязательными для исполнения все-ми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты (выполняющими "защитные" работы), а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки, техноло-гическое, санитарно-техническое оборудование, предназначенные для работ с пестицидами и агрохимикатами, в том числе оборудование для их обезвреживания.
На территории Российской Федерации возможны ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пести-цидов и агрохимикатов, прошедших токсиколого-гигиеническую экспертизу в учреждениях, аккредитованных Минздравом России в установленном порядке и включенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (далее - Каталог), а также использование технологий, техники и обору-дования, на которые имеются соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения органов и учреждений госсан-эпидслужбы Российской Федерации.
За нарушение Санитарных правил устанавливается административная, дисциплинарная и уголовная ответ-ственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. ст. 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям госсанэпидслужбы для оформления заклю-чения установленного образца.
Территория комплексов должна отвечать требованиям действующих Санитарных норм и правил и природоохранным требованиям.
Размер санитарно-защитных зон для складских помещений, предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов, должен соответствовать действующим Санитарным правилам и нормам.
Размещение, строительство и оборудование агрохимических комплексов осуществляются в соответствии с действую-щими строительными нормами и правилами (СНиП). Необходимо предусматривать четкое зонирование территории и складских помещений с учетом "розы ветров".
Все работы с пестицидами высокого класса опасности (согласно принятой в Российской Федерации классификации), а также применение пестицидов ограниченного использования осуществляются только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку.
При использовании пестицидов и агрохимикатов, в том числе в условиях личных подсобных хозяйств, должны со-блюдаться меры безопасности, установленные действующей нормативной и технической документацией и указанные на тарных этикетках и в рекомендациях по применению конкретных видов препаратов.
Для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами используются только технологии, техника и оборудование, прошедшие в установленном порядке гигиеническую и технологическую оценку и имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение учреждений госсанэпидслужбы.
Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться при ско-рости ветра не более 4 м/с.
Контроль метеорологических условий (измерение температуры и скорости движения ветра) производится исполните-лями перед началом работ.
При внесении пестицидов и агрохимикатов движение агрегатов должно осуществляться против ветра, а лица, рабо-тающие с ранцевой аппаратурой, не должны находиться относительно друг друга с подветренной стороны с целью исключения попадания их в зону опрыскивания.
При наземном опрыскивании пестицидами санитарные разрывы от населенных пунктов, источников питьевого и са-нитарно-бытового водопользования, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйст-венными культурами должны составлять не менее 300 м. При неблагоприятной "розе ветров" эти разрывы могут быть увели-чены с учетом конкретной обстановки.
Внесение пестицидов в почву (гранулы, растворы, порошки, сжиженные газы) разрешается только с помощью специ-альной аппаратуры (фумигаторы, аппликаторы и др.). Не допускается использование для внесения гранулированных пести-цидов в почву туковысевающих устройств.
Использование авиации при проведении работ по защите сельскохозяйственных культур допускается лишь в случаях отсутствия возможности применения наземной техники или необходимости проведения обработок в сжатые сроки на боль-ших площадях. При этом возможность, объемы, сроки, условия обработок и картограммы обрабатываемых площадей согласовываются с учреждениями госсанэпидслужбы, а также с территориальными станциями защиты растений и природоохранными организациями.
При проведении работ преимущественно должны использоваться летательные аппараты, в том числе сверхлегкая авиация, с возможно низкой высотой полета, обеспечивающей целенаправленное поступление препаратов на обрабатывае-мые посевы и исключение загрязнения прилегающей территории.
Вновь внедряемые технологии обработок и применяемые летательные аппараты допускаются к использованию после гигиенической оценки в установленном порядке Минздравом России.
Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве допускается только в соответствии с регламентами, при-веденными в Каталоге.
Не допускается применение пестицидов в водоохранных зонах, на территории государственных заповедников, при-родных (национальных) парков, заказников, памятников природы.
Хозяйства не менее чем за 10 дней до начала применения обязаны широко информировать через средства массовой информации население и организации, в том числе оздоровительные, о предстоящей обработке лесов с указанием сроков проведения работ, конкретных лесничеств и основных профилактических мероприятиях. На расстоянии не менее чем 300 м от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках лесхозом (леспромхозом) устанавливаются щиты размером 1 на 1,5 метра с предупредительными надписями: "Осторожно! Применены пестициды и (или) агрохимикаты! За-прещается пребывание людей до... (дата), сбор грибов и ягод до... (дата)" и т.д.
Применение пестицидов и агрохимикатов в городах и других населенных пунктах допускается в соответствии с Ката-логом.
В городских парках, скверах, бульварах, на улицах и проспектах, в том числе на трамвайных путях и путепроводах, обработки проводятся с минимальной нормой расхода пестицидов при условии соблюдения санитарных разрывов до жилых домов не менее 50 м.
Во дворах и придомовых участках выборочная очаговая обработка допускается только в случае угрозы массового размножения вредителей или болезней зеленых насаждений с минимальной нормой расхода препарата.
Не допускается применение любых пестицидов на территории детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами, в пределах водоохранных зон рек, озер и водохра-нилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от воз-духозаборных устройств.
Городские зеленые насаждения обрабатываются только при помощи наземной штанговой аппаратуры.
Обработку насаждений пестицидами проводят в ранние утренние или вечерние часы (с 22 до 7 часов утра), в безвет-ренную погоду, при наиболее низкой температуре воздуха, малой инсоляции и минимальных воздушных потоках.
Предпочтение следует отдавать очаговым обработкам растений. В один прием не рекомендуется обрабатывать участки площадью более 5 га.
Обработки лесопарков, садов и парков допускаются только при возможности соблюдения санитарных разрывов не менее 300 м между обрабатываемыми объектами и водоисточниками.
Перед проведением обработок зеленых насаждений и других населенных пунктов станции защиты растений обязаны не менее чем за 5 дней оповещать жителей о предстоящих обработках. На границах обработанного участка (у входа и выхода) устанавливаются предупредительные знаки безопасности, которые убирают только после окончания установленных сроков ожидания (периода, после которого возможно пребывание людей в зоне ранее проведенной обработки). До окончания этих сроков запрещается пребывание людей и домашних животных на обработанных площадях или вводятся те или иные ограничения исходя из мер предосторожности (безопасности).
При обработке пестицидами скверов и парков необходимо обеспечить защиту от загрязнения детских площадок, пи-щевых продуктов (в торговых точках - киосках, павильонах, ресторанах). Завоз пищевых продуктов и работа торгового объекта могут быть возобновлены после его влажной уборки.
Гигиенические требования и меры безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов в условиях фермерских и арендных хозяйств должны быть установлены и реализовываться в том же объеме, что и для коллективных хозяйств и сельскохозяйственных производств.
К числу весьма вредных веществ для земель (почв) и всей природы относятся радиоактивные вещества и радиоак-тивные отходы. Эти вещества накапливаются в организме животных, людей, в почвах, земле, водах, растительности, в ат-мосфере и могут приводить к опасным заболеваниям.
В прессе и специальной литературе приводятся факты серьезных нарушений законодательства об охране земель и ок-ружающей среды от угрозы радиационного загрязнения. Так, на совещании, организованном Комитетом Государственной Думы по экологии (г. Мурманск) отмечались случаи "растаскивания" радиоактивного загрязненного металлолома, находя-щегося на территории АЭС и других ядерных объектах. "Куски" такого металла находили в Воронеже, Таганроге, Томске, Челябинской области в т.д. В защитной зоне Чернобыльской АЭС сосредоточено около одного миллиона тонн различных металлоконструкций. Украинские металлурги пытаются вовлечь этот металлолом в переплавку, однако современные техно-логии позволяют очистить радиоактивно загрязненный металл не более чем на 30% <1>. Существует угроза, как отмечают специалисты, поставки "значительной части потенциально опасного металла из Украины на стройки в России" <2>.
--------------------------------
<1> Радиацию - под контроль. Российская газета. 2007. 7 марта.
<2> Там же.

Существуют общие для страны требования охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами. Прежде всего надо иметь в виду Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с измене-ниями и дополнениями) <1>. В статье 48 этого Закона устанавливаются общие требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2002. 12 января.

Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превыше-ние установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.
Юридические и физические лица, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, а также радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом.
Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотрен-ные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повыше-ние уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.
Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов Российской Федерации, принимая во внимание приоритетность пра-ва возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных мате-риалов или обеспечить их возвращение.
Следующим нормативным правовым актом в области охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения яв-ляется Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <1>. Этот Закон устанав-ливает принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия, проводимые в этих целях, государственное нор-мирование для обеспечения безопасности, лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, производственный и общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности и другие меры.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141 (в ред. Федерального закона РФ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности Закон признает принципы:
нормирования - непревышения допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ио-низирующего излучения;
обоснования - запрещения всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при ко-торых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
оптимизации - поддержания на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных фактов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Радиационная безопасность обеспечивается комплексом мероприятий:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, ме-дико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям Закона "Об охране окружающей среды".
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утвер-ждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной вла-сти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Рос-сийской Федерации, согласно ст. 22 Закона имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопас-ности.
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуще-ствляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с ис-пользованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных за-коном основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты уста-навливается законом.
Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным зако-ном основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 ЗК РФ установлено, что земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на ко-торых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, под-лежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут пере-водиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйствен-ной продукции.
Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее не-возможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
Важное предупредительное значение имеют учет и контроль за наличием в окружающей среде радиоактивных ве-ществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО), которые проводятся на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактив-ных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4782 (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49).

Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляются с использованием информационных технологий, обес-печивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Федеральные органы управления системой учета и контроля обеспечивают:
учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;
сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях;
формирование данных для государственного кадастра РАО о пунктах их хранения и захоронения, загрязненных ра-дионуклидами территориях, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;
организацию информационного взаимодействия органов управления системой учета и контроля федерального, регио-нального и ведомственного уровней;
проведение научных, методических и программно-технических разработок для создания, функционирования и совер-шенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО, на всех уровнях;
разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т.п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных;
координацию работ на федеральном уровне;
представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим го-сударственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий.
Органами управления системой учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов РФ, которые в рамках своих полномочий обеспечивают:
проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соот-ветствующего субъекта РФ (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО.
Федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захороне-нием РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают:
учет и контроль РВ и РАО на ведомственном уровне;
разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
деятельность ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи ин-формации системы учета и контроля РВ и РАО.

Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

На сайте также ищут:
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
Статья 90. Земли транспорта
Статья 57. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
Статья 89. Земли энергетики