Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

См. комментарии к статье 11 ЗК РФ

<Статья 10 | Статья 11 | Статья 11.1>

Научно-практический комментарий:

1. В отличие от предыдущих ст. ст. 9 и 10, в которых фактически рассматривались полномочия не Российской Феде-рации и ее субъектов, а органов государственной власти соответствующего уровня, в комментируемой статье идет речь о полномочиях органов местного самоуправления, что теоретически и терминологически верно, так как властными полномо-чиями могут быть наделены именно органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октяб-ря 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований - поселение, муниципальный район, городской округ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится ряд вопросов в области регулирования земельных отношений и градостроительства, в частности:
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительст-ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муници-пальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Пункт 15 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района в числе иных вопросов относит также:
утверждение схем территориального планирования муниципального района;
утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документа-ции по планировке территории;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории му-ниципального района;
резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для му-ниципальных нужд.
Пункт 26 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относит ряд во-просов в сфере земельных отношений и градостроительства, в том числе:
утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории;
выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительст-ва, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории го-родского округа;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также территорий других муниципальных образований. Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <1> - это документ градостроительного зонирования, кото-рый утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (подробнее о документах градостроительного зонирования см. в комментарии к гл. XV настоящего Кодекса).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель хотя напрямую и не пре-дусмотрены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", но во многом служат целям обеспечения рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности. Именно местные программы позволяют обеспечить реализацию мероприятий по охране земель на муници-пальном уровне, так как их осуществление, как правило, финансируется путем выделения средств из бюджетов муниципаль-ных образований.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, закрепленный комментируемой статьей, аналогичным образом с полномочиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, установленными предыдущими статьями, является открытым. Данный факт предос-тавляет возможность муниципальным образованиям самостоятельно в пределах, установленных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными фе-деральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ, наделять свои органы и иными полномочиями в данной сфере.
Одним из таких полномочий, не закрепленных положениями комментируемой статьи, но упоминаемых в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является полномочие по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 72). Между тем обеспечение эффективности реализации данного полномочия имеет весьма важное значение для охраны земель, находящихся в муниципальной собственности, так как позволяет применить меры юридического воздействия к нару-шителям земельного законодательства.
Интересная точка зрения относительно реализации полномочий органов местного самоуправления в области земель-ных отношений высказана А.П. Анисимовым и А.П. Алексеевым. Так, по их мнению, органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, на-ходящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель.
Указанные авторы отмечают, что органы местного самоуправления в сфере охраны земель вправе:
разрабатывать местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране зе-мель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;
согласно ст. 8 ЗК РФ осуществлять отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за ис-ключением земель сельскохозяйственного назначения, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. Данная норма позволяет им осуществлять, например, перевод земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий с приданием соответствующим земельным участкам статуса осо-бо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого на-значения;
своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 2.

2. Роль органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными участками в условиях не-завершенности разграничения государственной собственности на землю велика. Одним из главных достижений раннего периода земельной реформы в новейшей истории России было закрепление наряду с государственной собственностью права муниципальной и частной собственности на землю в Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 9) и ряде законодательных актов. Однако в целях определения земельных участков, на которые могло быть установлено право муниципальной собственности, в данный период следовало прежде всего осуществить разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации и ее субъектов. Между тем существование права муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации в условиях незавершенного процесса разграничения государственной собственности на землю на раннем его этапе подвергалось определенной критике в научных правовых исследованиях <1>. В настоящее время, после признания утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", а вместе с ним сложной процедуры разграничения, которая фактически учитывала интересы всех публичных уровней власти в сфере прав на землю, критерии отнесения земельных участков к участкам, находящимся в муниципальной собственности, установлены положениями ст. 19 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).
--------------------------------
<1> См., напр.: Попов М.В. Право муниципальной собственности на землю в России: проблемы теории и практики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

Вместе с тем органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению отнюдь не только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Сложности в разграничении государствен-ной собственности на землю предопределили необходимость в наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению и теми земельными участками, право государственной собственности на которые до сих пор не разграни-чено. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земель-ного кодекса Российской Федерации" <1>, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятель-ности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, яв-ляющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельны-ми участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправле-ния внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как показывает практика, наделение органов местного самоуправления правомочием распоряжения земельными уча-стками, государственная собственность на которые до сих пор не разграничена, позволяет обеспечить рациональное использование и охрану земель в условиях неопределенности их надлежащего собственника.

Глава I.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ