Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 102. Земли водного фонда

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 102. Земли водного фонда

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

<Статья 101 | Статья 102 | Статья 103>

Научно-практический комментарий:

В связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. (далее - ВК РФ) N 74-ФЗ <1> и других федеральных законов возникла новая редакция ст. 102 ЗК РФ, посвященная землям водного фонда.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

1. Законодатель определил состав земель водного фонда как площади, занятые поверхностными водными объектами, или же водохозяйственными (в том числе гидротехническими) сооружениями.
В статье 5 ВК РФ поверхностные водные объекты подразделяются следующим образом:
водотоки (реки, ручьи, каналы);
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
болота;
природные выходы подземных вод (родники и гейзеры);
ледники и снежники;
моря или их отдельные части в Государственных границах России (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.).
Согласно нормам ЗК РФ и ВК РФ к землям водного фонда может быть отнесено дно морей, но в пределах Государст-венных границ России. В свою очередь, правовой режим континентального шельфа установлен по отношению к морскому дну уже вне Государственных границ России.
На землях водного фонда могут быть расположены водохозяйственные сооружения. В Федеральном законе от 21 ию-ля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <1> раскрывается понятие гидротехнических сооруже-ний (далее - ГТС). Под ГТС подразумеваются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), устройства от размыва на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Из этого неполного перечисления видно, что ГТС многообразны по разной степени воздействия на водную среду и различному хозяйственному весу. Легальной классификации ГТС законодатель не произвел.
По месту расположения ГТС разделяют на морские, речные, озерные, прудовые. ГТС подразделяют также и другим образом: водоподпорные (плотины, дамбы); регуляционные (например, судовые ходы); водопроводящие (акведуки, тунне-ли); водопропускные (водосбросы, быстротоки); водозаборные; специальные (шлюзы, судоподъемники, причалы, пирсы); гидроузлы комплексного назначения <1>.
--------------------------------
<1> Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 7. М.: Изд-во "Большая российская энциклопедия", 2007. С. 106, 107.

Правоприменителю следует исходить из того, что земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов. Они необходимы также для образования и регулирования рукотворных водных объектов. Очевидно, в составе этих земель могут быть участки, занятые достаточно крупными водными объектами и гидротехниче-скими сооружениями, а не единичными прудами сельскохозяйственного назначения. К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда в сравнении с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% от общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно-ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Это будет означать существенные ограничения для всякого использования, не соответствующего целевому назначению. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют и еще одну причину - отсутствие должного внимания к водным объектам труднодос-тупных районов нашей страны, в которых могут таиться еще не освоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Пока данные площади относятся к землям запаса и другим категориям <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Исходя из новой редакции ст. 102 ЗК РФ водоохранные зоны не обязательно включаются в категорию земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда запрещено включать водоохранные зоны. Про-сто они могут располагаться на землях многих других категориях земель (земли населенных пунктов или земли промышлен-ности, энергетики, транспорта и другого специального назначения). Однако за этим "просто" может последовать более сво-бодное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон, не отвечающее экологическим требованиям.
Основы формирования категории земель водного фонда заложены, согласно Федеральному закону от 24 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - названный Закон) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Согласно ст. 12 названного Закона перевод земель водного фонда в другую категорию допускается в случаях установления или изменения границ населенных пунктов, размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, создания особо охраняемых природных территорий. Перевод земель водного фонда в другую категорию предусматривается также на основании прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ (т.е. береговой линии) и иных изменений местоположения водных объектов, включая создание искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных законом. Искусственные земельные участки создаются в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Однако такой перевод участков земель водного фонда в другие категории возможен лишь при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Перевод земельных участков других категорий в состав земель водного фонда допускается в случаях, если земли заняты водными объектами или же изменено местоположение водного объекта (например, перемещение русла реки). Включаются в состав категории земель водного фонда и участки строящихся и наполняемых водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также расположенных на них ГТС.
Перевод участков других категорий в состав земель водного фонда регламентируется также статьями названного За-кона, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 этого Закона, перевод земель сельхозназначения воз-можен при непригодности их для сельскохозяйственного производства, и тогда они могут оказаться в составе земель водно-го фонда.
2. Земли, включенные в состав поверхностных водных объектов (водотоков, водоемов, морей), не должны формиро-ваться в отдельные земельные участки. Согласно положениям ст. ст. 4, 8 ВК РФ 2006 г. такие земельные участки - составная часть водных объектов, выступающих как самостоятельный предмет права собственности (или пользования).
При этом исходя из ст. 5 ВК РФ поверхностный водный объект состоит из вод и покрытых ими земель в пределах бе-реговой линии, определенной законодателем для каждого вида водного объекта. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озер, обводненных карьеров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.
Установив береговую линию водного объекта, только и можно разграничить покрытые водою площади, на которых земельные участки не формируются, и прибрежные площади, где формирование земельных участков предусматривается.
Однако у многих водных объектов установить на практике береговую линию довольно трудно. Государственный мо-ниторинг (наблюдение) за водными объектами в течение последних 15 лет оставлял желать лучшего. На многочисленных малых водоемах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безледный период не отслеживался. Относительно многих прудов, сооруженных без проекта (кустарно) либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживал-ся. За состоянием многих водных объектов в лучшем случае осуществлялись эпизодические наблюдения. Следовательно, в настоящее время органам, осуществляющим гидрологическое наблюдение (Росгидромет и др.), придется наверстать упущенное <1>.
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий С.А. Боголюбова, Д.О. Сивакова к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ включен в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2007, N 5.

<1> Подробнее о водных отношениях см.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодек-су Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Велби, изд-во "Проспект", 2007. С. 32; Сиваков Д.О. Водное право: Учебн.-практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2007. С. 27, 28.

3. В ЗК РФ и ВК РФ не даны определения водохранилищ и иных искусственных водных объектов, но, исходя из зна-ний гидрологии, можно дать следующие трактовки.
Водохранилища - искусственные поверхностные водные объекты для накопления водных ресурсов и регулирования стока. Водохранилища образуются главным образом на реках и связанных с ними озерах. Выделяются пять основных типов водохранилищ: равнинные, предгорные, горные, озерные, наливные <1>.
--------------------------------
<1> См.: Большая российская энциклопедия / Пред. научн.-ред. совета Ю.С. Осипов. Т. 5. М.: Изд-во "Большая рос-сийская энциклопедия", 2006. С. 508, 509.

Каналы - искусственные водотоки транспортного и мелиоративного (ирригация, осушение, обводнение), а также ком-плексного значения. Большую роль в жизни страны играют Канал имени Москвы, Волго-Донской и Волго-Балтийский, Бе-ломорско-Балтийский каналы.
Пруды - это небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но могущие составлять каскады, или своего рода "вееры". Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках. Глубина, как правило, составляет около 3 - 5 м, а площадь акватории достигает квадратного километра <1>.
--------------------------------
<1> См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 422.

Обводненные карьеры встречаются на месте добычи полезных ископаемых открытым способом. В отличие от прудов само наполнение карьеров водой происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Там же. С. 227.

При создании водохранилищ и других рукотворных водоемов и водотоков необходимо тщательно продумывать гид-рологические и экологические последствия с тем, чтобы минимизировать возможный вред природе и обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность населения. На ложах будущих водохранилищ не должно быть селений и кладбищ, лесов и ско-томогильников, хозяйственных отходов и отбросов. При строительстве водохранилищ в Волжском бассейне бывали случаи, когда не только лесные массивы, но и целые города уходили под воду и напоминали о себе колокольнями.
Итак, для искусственных водных объектов (проведение каналов, наполнение водохранилищ) требуется предваритель-ное резервирование земель, чтобы вовремя подготовить ложе. Но сооружение многих искусственных водоемов (или водото-ков) требует также строительства различных ГТС (дамбы, плотины, судоподъемники). В результате должна увеличиваться как подводная, так и прибрежная площадь земель водного фонда.
Согласно ст. ст. 49, 70.1 ЗК РФ резервирование (и последующее изъятие) земель может осуществляться для строитель-ства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (например, ГТС и другие водохозяйственные сооружения).
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для го-сударственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражда-нам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до 20 лет. Нужно признать, что резервирование под планируемые водохранилища и каналы, составляющие значительный отрезок внутренних водных путей, может достигать сроков до 20 лет.
4. В ЗК РФ ограничивается оборот земель, занятых водными объектами и ГТС. Земельные участки, отнесенные к зем-лям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных феде-ральными законами.
Согласно ст. 27 ЗК РФ "Ограничение оборотоспособности земельных участков" к числу земель с ограниченным обо-ротом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муници-пальной собственности, или же участки, занятые ГТС. Если же возникнут законные основания для приватизации государст-венных и муниципальных прудов и карьеров, то данные рукотворные водоемы будут приватизированы вместе с охватываю-щими их земельными участками.
По приведенным причинам, в качестве общего правила, земли водного фонда принадлежат на праве собственности государству, но они могут использоваться физическими и юридическими лицами в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Исходя из ЗК РФ возможна аренда, пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование и ограниченное пользование (сервитут) земельных участков близ водных объектов. Однако землевладельцы и землепользователи могут быть ограничены законом в своих правах в целях охраны водных объектов. Это предусматривается в ст. 65 ВК РФ в связи с установлением режима водоохранных зон и их прибреж-ных защитных полос. При этом владельцы и пользователи участков из земель водного фонда нередко являются и водополь-зователями.
Со вступлением в силу гл. 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса РФ землевладельцы и землепользо-ватели освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Земли водных объектов в первую очередь от-носятся к категориям земель водного фонда. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые преду-смотрены законодательством, в частности в связи с целевым назначением земель водного фонда.
В то же время земли, занятые ГТС и иными сооружениями, в силу положений гл. 31 НК РФ, являются объектами на-логообложения. Именно приведенные участки категории земель водного фонда подлежат, в том числе и для целей налогооб-ложения, государственной кадастровой оценке земель. Названная оценка осуществляется согласно Приказу Минэкономраз-вития России от 14 мая 2005 г. N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда" <1>. Однако приведенные требования Приказа нужно применять с учетом положений ВК РФ 2006 г., неоднократных изменений в ЗК РФ 2001 г.
--------------------------------
<1> Документ опубликован не был, дан в СПС "КонсультантПлюс".