Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

2. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 2 статьи 101

3. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 статьи 101

4. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 4 статьи 101

5. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 5 статьи 101

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

<Статья 100 | Статья 101 | Статья 102>

Научно-практический комментарий:

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательст-вом.
Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит понятия лесного фонда и указания на состав земель лесного фонда.
Основное понятие Лесного кодекса - леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением зе-мель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 "Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России" <1>, все земли лесного фонда делятся на две основные категории: лесные и нелесные.
--------------------------------
<1> Российские вести. 1995. N 139.

К нелесным относятся земли, не предназначенные, а также непригодные для выращивания древостоев или кустарни-ков без предварительных мелиораций или рекультивационных работ. Все остальные земли относятся к лесным, т.е. пригод-ным и предназначенным для лесовыращивания.
Лесные земли разделяются на следующие категории:
покрытые лесом;
несомкнувшиеся лесные культуры <1>;
--------------------------------
<1> Имеются в виду лесные культуры, не сомкнувшиеся своими кронами.

лесные плантации и питомники;
естественные редины;
не покрытые лесом.
К покрытым лесом лесным землям относятся:
земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше;
вырубки, гари и другие естественно возобновляющиеся участки лесных земель, на которых количество и состояние экземпляров естественного возобновления или сохраненного при рубке леса подроста соответствует нормативному или пре-вышает его для перевода в покрытые лесом земли;
участки, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать дре-весные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства. Для отнесения таких участков к покры-тым лесом землям пользуются региональными нормами степени покрытия участка кустарниковой растительностью.
К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.
Плантации лесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки, учитываются как лесные культуры с отнесением их по так-сационным показателям и состоянию к покрытым лесом землям или к несомкнувшимся лесным культурам.
К естественным рединам относятся древостои с полнотой 0,1 - 0,2, произрастающие в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно.
К непокрытым лесом лесным землям относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует, которые по общему показателю полноты, сомкнутости или по количеству экземпляров древесных растений не позволяют отнести эти участки к покрытым лесом землям.
Также выделяются следующие категории не покрытых лесом земель:
гари - участки, на которых древесная растительность погибла в результате пожара;
участки погибших насаждений - древостои, усохшие на корню или полностью прекратившие вегетацию в результате массового повреждения их энтомо- или фитовредителями, стихийного воздействия (ветровала, бурелома, снеголома), выбро-сов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями и других природных или антропогенных воздействий;
вырубки - участки, на которых древостой полностью вырублен в порядке главного пользования лесом или в результа-те сплошных санитарных рубок, а естественное возобновление либо отсутствует, либо количество и состояние его не соот-ветствует нормативу перевода участка в покрытые лесом земли. К этой же категории относятся лесосеки, отведенные и пе-реданные по лесорубочным билетам в сплошную рубку на год проведения полевых лесоустроительных работ;
прогалины и пустыри. К прогалинам относятся мелкие невозобновившиеся участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоя вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера. К пустырям относят значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение прошедшего ревизионного периода.
Значительные по площади гари и погибшие насаждения могут разделяться на отдельные выделы по отсутствию или наличию на них мертвого или сырорастущего леса, по величине запаса и товарности пригодного для промышленной заго-товки древесины, а также по разнице в типах лесорастительных условий, определяющих характер и успешность лесовосстановления на них.
Участки с наличием деревьев в возрасте молодняка или отдельных куртин их с общей полнотой или сомкнутостью 0,3 и менее относят к той категории не покрытой лесом земли, на которой они возникли, или соответственно к гари или погиб-шему насаждению, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.
Все земли лесного фонда, а также иные земли, на которых расположены леса, делятся на лесные участки.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с материалами лесо-устройства и данными кадастрового учета.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Вопрос об объекте права собственности на леса является еще одной проблемой. В настоящее время ст. 8 Лесного ко-декса установлено только право собственности на лесные участки, которыми в соответствии со ст. 7 Кодекса являются зе-мельные участки (надо полагать, имеются в виду участки, занятые лесами или предназначенные для этого). Отдельно зако-нодательством не устанавливается собственность на леса, хотя такое понятие широко используется в Лесном кодексе.
В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных катего-рий, могут быть отнесены к защитным лесам. В свою очередь, упоминавшаяся ст. 8 Лесного кодекса делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, как показывает практика, не является обязательным.
Разграничение собственности на леса и земли, занятые лесами и нелесной растительностью, до настоящего времени не проведено. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" <1>) и лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собст-венности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Поскольку земельное законодательство прямо не решает данный вопрос, видимо, необходимо руководствоваться ст. 27 Зе-мельного кодекса. Данная статья устанавливает перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обо-роте, которые, следовательно, не могут находиться в частной собственности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

В остальных случаях право собственности на лесные участки, по нашему мнению, следует определять, исходя из об-щих начал земельного законодательства и принципа разграничения собственности на землю.
Решение вопроса о точном определении объекта права собственности (леса, земли лесного фонда, лесные участки) и разграничения лесной собственности позволит реализовать заложенный в лесном законодательстве механизм закрепления прав собственности на леса и иную растительность. Например, в соответствии со ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется также на находящиеся на нем растения. Однако ни гражданское, ни земельное, ни лес-ное законодательство понятия "растение" не содержит. Поэтому и вопрос о собственности на такие растения остается от-крытым.
В соответствии со ст. 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации.
Такое право возникает в тех случаях, когда на землях лесного фонда производятся работы по геологическому изуче-нию недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Помимо права собственности лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться лесопользователям и на иных правах.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесны-ми участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными уча-стками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Иные случаи перевода земель лесного фонда в земли других категорий предусмотрены названным Федеральным зако-ном.
В частности, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких зе-мель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможно-го размещения этих объектов.
Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.
Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лес-ной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:
1) осуществление работ по геологическому изучению недр;
2) разработка месторождений полезных ископаемых;
3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществление рекреационной деятельности;
7) осуществление религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с соз-данием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполни-тельной власти.
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.

Одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), является создание лесных плантаций и их эксплуатация.
К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхо-ждения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.
Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки пре-доставляются в аренду в соответствии с лесным законодательством, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.
На землях лесного фонда обязательно проводится лесоустройство.
Государственная инвентаризация лесов осуществляется в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.
Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса 2006 г.) кадастровый учет земель лесного фонда практически не прово-дился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 г., признается юридически действительным.
В случае если до 1 января 2010 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.
Это подтверждается также сложившейся судебной практикой. В качестве примера может быть приведено Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1647/2008(1906-А45-31) <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением к территориальному управлению Феде-ральной регистрационной службы о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об обязании Управления произвести государственную регистрацию сделки - договора аренды участка лесного фонда с учетом дополнительного соглашения.
В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, просит отменить реше-ние суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды уча-стка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством, в государственной регистрации было отказано пра-вомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соот-ветствовал действующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, признавшего утратившим силу частично Лес-ного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.
Управление, сославшись на абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя это тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответст-вии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержа-нию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетво-ряя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.
При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 20 указанного Федерального закона.
Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которому из понятия недвижимого имущества исключены такие понятия, как "леса и многолетние насаждения", исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, так как участок лесного фонда не является объектом недви-жимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.
Однако этот довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 г. договоры аренды лесных участков не подлежат го-сударственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания указанного Закона усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3 названного Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым вновь принятый закон не отменяет.
Поэтому судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользо-вание (в частности, договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал неза-конным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.

На сайте также ищут:
Статья 89. Земли энергетики
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 58. Утратила силу
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Статья 80. Фонд перераспределения земель