Земельный кодекс РФ ( ЗК РФ ) с комментариями к статьям

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

<Статья 9 | Статья 10 | Статья 11>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья закрепляет перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. При этом следует отметить, что в данном случае, равно как и в ст. 9, речь идет скорее о полномочиях органов государственной власти, так как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть наделены властными полномочиями, являющимися важнейшим элементом их компетенции. При этом в данной статье, равно как и в предыдущей, перечень полномочий является открытым, т.е. субъекты РФ могут быть наделены и иными полномо-чиями, которые не отнесены к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Данное обстоятельство позволяет наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иными полно-мочиями в рамках предметов совместного ведения. Как было указано в комментарии к ст. 9, названные полномочия реали-зуются органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъек-тов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ.
К указанным полномочиям относится резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации. При этом положениями п. 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют данное полномочие самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации согласно положениям комментируемой статьи является раз-работка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Россий-ской Федерации. В качестве примера подобных программ можно привести:
среднесрочную городскую целевую программу "Развитие земельной реформы в г. Москве на 2007 - 2009 годы", утв. Постановлением правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 653-ПП <1>;
--------------------------------
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 48.

региональную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008 - 2010 годы", утв. Законом Ленинградской области от 21 декабря 2007 г. N 186-оз <1>;
--------------------------------
<1> Вестник правительства Ленинградской области. 2007. N 88.

областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007 - 2011 годы)", утв. Постановлением Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 г. N 649-III-ОД <1>, и др.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".

Как следует из приведенных примеров, программы субъектов Российской Федерации могут быть утверждены различ-ными актами - как актами высших исполнительных и представительных органов государственной власти субъектов РФ, так и законами субъектов РФ. При этом разрабатываются и реализуются указанные программы, как правило, органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
2. От имени субъектов РФ рассмотренные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, структура которых согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно п. "д" ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, существенно затруднено ввиду изрядно затянувшегося процесса разграничения государственной собственности на землю между Россий-ской Федерацией и ее субъектами, а также отграничения от них земель, находящихся в муниципальной и частной собствен-ности.
Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <1>, утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <2>, закреплял особую процедуру разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации, обеспечивавшую согласование интере-сов всех уровней публичной власти в сфере реализации права собственности на землю. В настоящее время, после признания указанного Федерального закона утратившим силу, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать право собст-венности лишь на земельные участки, соответствующие критериям, установленным ст. 18 настоящего Кодекса (см. коммен-тарий к ст. 18).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
<2> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1782.


В связи с необходимостью выделения земельных участков под строительство олимпийских объектов принят упоми-наемый в комментируемой статье Федеральный закон, который устанавливает отдельные исключения из общего порядка резервирования земель, предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собствен-ности, и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Им, в частности, установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собствен-ности, предназначенные для строительства олимпийских объектов, предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов:
для строительства олимпийских объектов федерального значения - за счет средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорация) или за счет средств иных юридических лиц - Корпорации в безвозмездное срочное пользование или аренду;
для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств федерального бюджета - в безвоз-мездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство соответствующих олимпийских объектов фе-дерального значения;
для строительства олимпийских объектов краевого значения и олимпийских объектов муниципального значения - в безвозмездное срочное пользование организациям, осуществляющим строительство таких олимпийских объектов.
При этом земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов краевого значения, относятся к собственности Краснодарского края, а земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов муни-ципального значения, относятся к собственности муниципального образования "Город-курорт Сочи".





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

КОММЕНТАРИЙ К ЗЕМЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 136-ФЗ

(Постатейный)

Ответственный редактор
ректор Государственного Университета по землеустройству,
профессор, доктор экономических наук, академик Российской
академии сельскохозяйственных наук,
заслуженный деятель науки РФ
С.Н. ВОЛКОВ

Научный редактор
профессор Государственного университета по землеустройству,
доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ
Ю.Г. ЖАРИКОВ

Авторский коллектив

Волков С.Н. - ректор Государственного университета по землеустройству, доктор экономических наук, профессор, за-служенный деятель науки РФ, академик Российской академии сельскохозяйственных наук - предисловие, ст. ст. 1 - 3 гл. I.
Васильева М.И. - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - ст. ст. 94 - 100 гл. XVII.
Галиновская Е.А. - ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) - ст. ст. 11.1 - 11.9 гл. 1.1, ст. ст. 25 - 39 гл. V, ст. ст. 87 - 93 гл. XVI.

На сайте также ищут:
Статья 39. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения
Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 80. Фонд перераспределения земель
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка